3 июля 2018 г.

История рижского троллейбуса

Rigas trollejbus

Троллейбус - один из основных видов общественного транспорта Риги. Первый троллейбус в столице Латвии появился в 1947 году, а на сегодняшний день троллейбусная сеть является самой крупной сетью в ЕС.


История рижского троллейбуса


Да, уже спустя 2 года после войны было принято решение об организации в Риге троллейбусного сообщения.

15 февраля 1947 года председатель рижского горисполкома Арнольд Деглавс торжественно открыл первую тролейбусную линию по маршруту «Воздушный мост — станция Браса», но она была пробной, регулярное троллейбусное сообщение началось в ноябре. Обслуживали троллейбусный маршрут троллейбусы марки ЯТБ (Ярославского автомобильного завода). 

Троллейбус на маршруте "Воздушный мост - ст.Браса" / "Gaisa tilts - st.Brasa"
Троллейбус на маршруте "Воздушный мост - ст.Браса" / "Gaisa tilts - st.Brasa"


1: Viestura dārzs — Ģertrūdes iela


Открылось троллейбусное движение от ул. Аусекля до ул. Гертрудес (этот маршрут остался, только теперь он следует от ул. Петерсалас). Все троллейбусы отгоняли в нынешнее 5-е трамвайное депо, так как троллейбусного парка ещё не было.


1947 год. Первые троллейбусы Риги
1947 год. Первые троллейбусы Риги


2: Stacijas laukums — Mežaparks


В 1948 году, в связи с перестройкой 3-го трамвайного депо, превращённого в 1-й троллейбусный парк, было запущено троллейбусное движение на Саркандаугаву, новый маршрут получил номер 2. Позже линию продлили до Межапарка.



3: Stacijas laukums — Lauvas iela


При застройке Московского Форштадта был пущен троллейбусный маршрут до ул. Лаувас. Кольцо его было у Вагонного парка.


1949 год. Торжественное открытие нового маршрута "Stacija laukums - Lauvas iela"
1949 год. Торжественное открытие нового маршрута "Stacija laukums - Lauvas iela"


4: Stacijas laukums — 21. jūnija laukums


Данный маршрут следовал до Тейки (нынешняя площадь Земитана).



5: Stacijas laukums — Rītupes iela


Застройка Московского форштадта продолжалась, и троллейбус дотянули по ул. Ломоносова до ул. Саласпилс. В 1957 году, в связи с электрификацией железнодорожной линии Земитаны — Скулте 2-й маршрут пришлось разъединить, и 3-й маршрут теперь следует до Саркандаугавы (маршрут остался по сей день). А 2-й маршрут был продлён до Солнечного сада (Saules dārzs).




Троллейбусные парки Риги


В Риге с советских времён существует 2 троллейбусных парка.


1-й троллейбусный парк

Адрес: Ганибу дамбис, 32 (микрорайон Саркандаугава)
Обслуживает маршруты: 1, 3, 5, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22.
 

2-й троллейбусный парк

Адрес: Ул. Елгавас, 37 (микрорайон Торнякалнс)
Обслуживает маршруты: 3, 9, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 23, 25, 27.


Номер парка был обозначен на бортах троллейбусов

Может кто-то обращал внимание на табличку голубого цвета за водителем троллейбуса, где была написана информация, каким троллейбусным парком обслуживался данный троллейбус. Кроме того, номер парка обозначался на бортах троллейбусов.



История троллейбусных маршрутов



№ 1 ул. Петерсалас — ул. Валмиерас

Этот маршрут был самым первым в Риге, следовал он от Сада Виестура (ул. Аусекля)


№ 2 Саулес Дарзс — Саркандаугава

Саркандаугава — первый микрорайон Риги, в котором появился троллейбус. До электрификации железной дороги, троллейбус следовал до Межапарка (у Зоопарка до сих пор имеется разворотное кольцо). После электрификации маршрут пришлось разрезать, и он был продлён до Солнечного сада (Saules darzs). Маршрут являлся самым коротким из всех, и, наряду с № 16, не заходил в центр города. В итоге он был закрыт из-за нерентабельности.


№ 3 Центральный Рынок — Саркандаугава

Являлся частью маршрута № 2, выделенной после электрификации железной дороги.


 

№ 4 Центральный Рынок — Шмерлис

Первоначально курсировал до площади Земитана, но затем был продлён до Шмерлиса. В 2011 году закрыт из за нерентабельности (полностью дублировался 14 и 40 автобусами).

Троллейбус Риги СССР маршрут 4


№ 5 Центральный вокзал — Стадион «Даугава»

Этот маршрут был объединён с 6-м. Он не подъезжает к вокзалу, а едет напрямую через Вантовый мост.

trollejbus Rigas


№ 6 Пл. Латышских Красных Стрелков — Клиническая больница им. Страдыня

Первоначально курсировал от ВЭФа мимо памятника Свободы и через Старую Ригу, он стал первым маршрутом, пришедшим на левый берег Даугавы. Вскоре от ВЭФа был продлён до улиц Старкю и Вайдавас. В конце 1970-х его сократили до Ратушной площади.

Trolleybus in Riga


№ 7 ул. Кегума — Агенскалнские сосны (разворотное кольцо на остановке «Ул. Кегума» до сих пор осталось)

Первоначально шёл через Старую Ригу, в 1981 году был перенесён на только что открытый Вантовый мост.

Троллейбус в Старой Риге


№ 8 Пл. Латышских Красных Стрелков — ул. Аболу

Ранее курсировал от памятника Свободы и следовал через Старую Ригу. Позже, в конце 1970-х, его сократили до Ратушной площади. В 2009 году, с появлением троллейбусов с дизель-генератором, после Каменного моста следовал автономно до Привокзальной площади. В связи с прохождением там же автобусного маршрута № 8, маршрут троллейбуса переименовали в 27-й.
 

№ 9 Пл. Латышских Красных Стрелков — Ильгюциемс

Аналогично с № 8. Только его не перенумеровывали. Первоначально курсировал по улице Буллю (тогда В. Терешковой) до железной дороги, контуры разворотного кольца перед переездом хорошо просматриваются. После продления линии в начале 1970-х годов от улицы Буллю до улицы Спилвес линия по улице Буллю была снята.

Троллейбус в СССР


№ 10 ул. Аусекля — Стадион «Даугава»

Маршрут закрыт в конце XX века. Первоначально в центре курсировал по улице Сколас. В связи с дорожным ремонтом его сократили до Медицинского музея (разворотное кольцо до сих пор осталось, а контактная сеть до ул. Аусекля снята), а позже и вовсе закрыли из-за низкого пассажиропотока. После его закрытия был снят большой участок контактной сети на улицах Матиса и Пернавас. Заменён на автобусный маршрут № 20, который фактически удлинил его маршрут втрое.

№ 11 Центральный вокзал — ул. Иерикю

Первоначально в районе Тейка курсировал по улицам Кастранес, Таливалжа, Айзкрауклес до нынешней остановки "Больница «Линэзерс»", где позже — после его перенаправления на новую линию по улице Стирну — был заменён маршрутом № 16. Пара сотен метров по улице Айзкрауклес были демонтированы и восстановлены только после 2010 года.


№ 12 Агенскалнские Сосны — Шмерлис

Ранее: Пл. Латышских Красных Стрелков — ул. Ливциема. Ранее курсировал от памятника Свободы и следовал через Старую Ригу. Позже, в конце 1970-х, его сократили до Ратушной площади. В 1975 году с открытием Островного моста до улицы Ливциема был запущен 19-й маршрут троллейбуса, пассажиропоток маршрута № 12 упал, и он в итоге был закрыт.
В 2011 году запущен как объединение 4-го и 7-го маршрутов.

Шкода в Риге


№ 13 Центральный Рынок — ул. Иерикю

Первоначально курсировал до улицы Вайдавас. После 2010 года маршрут продлили до кольца на ул. Иерикю.


№ 14 Кафедральный Собор — Межциемс



№ 15 Латвийский Университет — ул. Павлова (ныне ул. Вишкю)

Маршрут имел самый плотный график движения и три конечных остановки. Во время развития троллейбусного движения в Риге, троллейбус ехал только до Московского форштадта и сворачивал с ул. Лаздонас налево по ул. Лаувас. Ранее этот маршрут носил номер 5. После застройки микрорайона Кенгарагс-2, маршрут был продлён до ул. Ритупес (начало ул. Саласпилс). В середине 1970-х после застройки всего Кенгарагса маршрут был продлён до Кенгарагс-3В.

Троллейбус Шкода в Риге


№ 16 Шмерлис — Плявниеки

Единственный ныне действующий маршрут, который не проходит через центр города.


№ 17 Центральный вокзал — Пурвциемс


троллейбус поезд по системе Веклича


№ 18 Центральный вокзал — Межциемс



№ 19 ул. Петерсалас — Зиепниеккалнс

Первоначально курсировал от Латвийского университета до улицы Ливциема. Продлён до Зиепниеккалнса в 1990-х годах. В связи с закрытием диспетчерской на улице Ливциема продлён до улицы Петерсалас. В связи с закрытием маршрута № 24, некоторые рейсы маршрута № 19 курсируют через АО «Дзинтарс».

троллейбус в Риге


№ 20 ул. Петерсалас — Закюсала

Первоначально курсировал от улицы Петерсалас до Гризинькалнса, в начале 80-х был сокращён до Привокзальной площади, откуда в 1986 году его продлили до нового телецентра на Закюсале. После организации автобусного маршрута № 20, троллейбусный маршрут № 20 сократили до Латвийского Университета. Закрыт с 5.03.2018 ввиду малого пассажиропотока, заменён на 59 маршрут автобуса.


№ 21 ул. Базницас — Ильгюциемс

После завершения постройки вантового моста, был организован дополнительный маршрут в спальный район Ильгюциемс. В начале XXI века маршрут был продлён до перекрёстка ул. Бривибас и ул. Таллинас. Позже, во избежание путаницы с 21-м маршрутом автобуса, 21-й маршрут троллейбуса был перенумерован в 25-й.


№ 22 ул. Эрнеста Бирзниека-Упиша — Плявниеки

Один из немногих маршрутов, не менявшихся с момента запуска. Троллейбус следует в микрорайон Плявниеки-2, застроенный в 1980-х годах.


№ 23 Центральный вокзал — Пурвциемс


Стирну иела троллейбус 23


№ 24 Латвийский Университет — АО «Дзинтарс»



Маршрут специально для рабочих завода «Дзинтарс». Изначально имел конечную у Латвийского Университета, но после закрытия диспетчерской на улице Малу продлён до улицы Петерсалас. Закрыт с 3.03.18.




Модели троллейбусов Риги



Škoda 9Tr в Риге 


Этот троллейбус выпускался с 1961 по 1982 годы чехословацким предприятием «Шкода-Остров» и был одним из «легендарных», наиболее массовых моделей троллейбусов, эксплуатировавшихся в СССР. 
 
Skoda 9Tr в центре Риги
Skoda 9Tr в центре Риги

В 1973 году в Риге было опробовано изобретение киевлянина Владимира Веклича — троллейбусный поезд. Он состоял из двух единиц троллейбусов Škoda 9Tr, соединённых между собой по системе Владимира Веклича. Поездами начали заменять одиночные троллейбусы, что дало существенную экономию заработной платы в 4671 руб. 12 коп. на один поезд в год (что составляло примерно стоимость машины Москвич-412). За 1973—1989 годы экономия составила 4,97 млн.руб. В 1974 году поездов было 6, в 1975 — 20, в 1977 — 60, в 1980 — 74. Максимальное количество поездов эксплуатировалось в 1984 году — 87.

Троллейбус-поезд Skoda 9Tr в Риге
Троллейбус-поезд Skoda 9Tr в Риге

На сегодняшний день все троллейбусы класса Skoda 9Tr в Риге списаны.


Škoda 14Tr


С 1980 года чехословацкое предприятие Škoda Ostrov запустило в серию свою новую разработку, Škoda 14Tr. За время выпуска Škoda 14Tr, эта модель претерпела множество модификаций и видоизменений. В основном модификации отличались незначительно: отсутствие или наличие металлических молдингов на бортах, утолщений между окнами и крайними дверями, утолщением между водительским левым окном и следующим за ним, лобовым и задним стеклами (они могли быть сплошными), электрооборудованием на крыше, и др. 

Skoda 14Tr на улице Риги
Skoda 14Tr на улице Риги

Эксплуатация Skoda 14Тр в постсоветское время
Эксплуатация Skoda 14Тр в постсоветское время

Одной из модификацией это модели была Škoda 14TrM.С 2016 года эти две модели используются  только как учебные.  
 

Škoda 15Tr


Škoda 15Tr — шарнирно-сочленённый троллейбус, изготовленный на основе модели 14Tr, выпускался с 1986 по 2004 Чехословацким предприятием «Шкода-остров». Это последняя модель троллейбусов Škoda, которая закупалась для эксплуатации в СССР.  

Шкода 15 Tr в Риге
Skoda 15 Tr в Риге

Модификаций этого троллейбуса ещё была модель  Škoda 15TrM.
Эти модели списаны в 2016 г.



Следующие модели закупались уже в постсоветское время



АКСМ-333 в Риге на маршруте №25
АКСМ-333 в Риге на маршруте №25

АКСМ-333 — сочленённый трёхосный низкопольный троллейбус производства белорусского завода "Белкоммунмаш". Относится к третьему поколению троллейбусов, разработанных заводом. 
Все троллейбусы этой модели списаны.



АКСМ-321 в Риге на маршруте №17
АКСМ-321 в Риге на маршруте №17

АКСМ-321 — белорусский низкопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, выпускаемый серийно с 2003 года на "Белкоммунмаше". Относится также к третьему поколению троллейбусов, разработанных заводом. 
Все троллейбусы этой модели также списаны.

Ганц-МАЗ 103Т в Риге на маршруте №4
Ганц-МАЗ 103Т в Риге на маршруте №4

МАЗ 103Т — белорусский 12-метровый низкопольный троллейбус для городских перевозок, серийно выпускаемый небольшими партиями на "Минском автомобильном заводе". Троллейбус был спроектирован в 1999 году, а первые модели были представлены в марте 2000 года.  
Эта модель была закуплена в единственном экземпляре.

Trollino Ganz 18 в Риге
Trollino Ganz 18 в Риге


Škoda 24Tr  Irisbus с дизельным генератором в Риге на маршруте № 27
Škoda 24Tr  Irisbus с дизельным генератором в Риге на маршруте № 27

Škoda 27Tr Solaris с дизельным генератором в Риге на маршруте №23
Škoda 27Tr Solaris с дизельным генератором в Риге на маршруте №23


Интересные факты о троллейбусах Риги


😏 Несмотря на то, что троллейбусный маршрут № 2 (Sarkandaugava — Saules Dārzs) закрыт и контактная сеть демонтирована, в дни праздничных мероприятий, проводимых в Межапарке, здесь курсирует троллейбус маршрута № 3а. Он следует от Центрального рынка до остановки «Sarkandaugava» (конечная маршрута № 3), используя контактную сеть, а далее, до остановки «Mežaparks», троллейбус использует бортовой дизель-генератор и едет с опущенными штангами.


😏 Маршрут № 16 — единственный, который не курсирует в центр города.


😏 Маршрут № 12 является самым длинным троллейбусным маршрутом города Риги(24,8 км)


😏 Маршрут № 1 является наиболее коротким маршрутом троллейбуса по общей длине пути (8,5 км). До 5 марта 2018 года самым коротким маршрутом был маршрут № 20.


😏 На данный момент Рижский троллейбус является самой крупной сетью Европы (ЕС, Скандинавия и Балканы), порядка 323 км (эксплуатируется 300—315 км).




Маршруты троллейбусов на сегодняшний день


№ 1 ул. Петерсалас — ул. Валмиерас
№ 3 Центральный рынок — Саркандаугава
№ 3 Центральный рынок — Саркандаугава — Кундзиньсала (на маршруте используется автономный ход)
№ 3а Центральный рынок — Саркандаугава — Межапарк (специальный маршрут: вводится во время мероприятий в Межапарке, на маршруте используется автономный ход)
3b: Центральный рынок — Улица Иередню (спецмаршрут во время крупных мероприятий в «Арена Рига»)
№ 5 Стадион «Даугава» — Клиническая больница (ул. Пилсоню)
№ 9 Ильгюциемс (ул. Спилвес) — Привокзальная площадь (на маршруте используется автономный ход)
№ 11 ул. Иерикю — Центральный вокзал
№ 12 Шмерлис — Агенскалнские Сосны
№ 13 ул. Иерикю — Центральный рынок
№ 14 Межциемс — Эспланада
№ 15 ул. Вишкю (Кенгарагс) — Латвийский Университет
№ 16 Шмерлис — Плявниеки (ул. Катлакална) (единственный троллейбусный маршрут, который не проходит через центр города)
№ 17 Пурвциемс — Центральный вокзал (через ул. Бривибас)
№ 18 Межциемс — Центральный вокзал
№ 19 ул. Петерсалас — Зиепниеккалнс
№ 19 ул. Петерсалас — АО Дзинтарс (ул. Малу) — Зиепниеккалнс (в связи с закрытием маршрута № 24, некоторые рейсы маршрута № 19 курсируют через АО «Дзинтарс»)
№ 22 Плявниеки (ул. Катлакална) — ул. Эрнеста Бирзниека-Упиша
№ 23 Пурвциемс — Центральный вокзал (через ул. А.Чака)
№ 25 Ильгюциемс (ул. Спилвес) — ул. Бривибас (ранее № 21)
№ 27 Зиепниеккалнс — Привокзальная площадь (переименован из № 8, на маршруте используется автономный ход)




Фотографии взяты в интернете из открытых источников и объединены в нашу коллекцию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий